Аблайхан Оспанов: Мы сопровождаем человека весь цикл его жизни
АСТАНА. КАЗИНФОРМ — Государственная корпорация «Правительство для граждан» функционирует с 2016 года. С этого времени в ее состав входят и бывшие государственные центры по выплате пенсий. После недавней реструктуризации в госкорпорации появился Центральный филиал по координации деятельности социального и пенсионного обеспечения. Наш сегодняшний разговор с Аблайханом Оспановым, председателем правления «Правительства для граждан» о ежедневной работе, которую проводит госкорпорация в социальной сфере. — Говоря о социальной сфере. Сколько в Казахстане существует видов пособий и социальных выплат? В чем заключаются функции госкорпорации в этой системе? — Государственная корпорация «Правительство для граждан» обслуживает систему социального обеспечения, предоставляя гражданам услуги по начислению 42 видов пенсий и пособий. Наши работники формируют документы по назначению пенсий и пособий, выплачиваемых из средств республиканского бюджета и системы социального страхования; ежемесячно формируют финансовую потребность на выплату пенсий, пособий и социальных выплат; наполняют и актуализируют автоматизированные централизованные базы данных и персонифицированный учет получателей государственной базовой пенсионной выплаты, пенсионных выплат, пособий и других выплат; ведут учет обязательных пенсионных взносов в накопительную пенсионную систему, отчислений в системы обязательного социального страхования и обязательного медицинского страхования. Кроме того, мы проводим информационно-разъяснительную работу с населением. — Известно, что госкорпорация «Правительство для граждан» — один из флагманов цифровизации страны. Что делается сегодня в рамках программы «Цифровой Казахстан» в социальной сфере? — В рамках программы мы оптимизируем и автоматизируем государственные услуги в пенсионной и социальной сфере. В первую очередь анализируем потребности услугополучателей, чтобы понять, какие услуги в социальной сфере должны быть оптимизированы. Новым трендом упрощения госуслуг, в том числе социальных, является переход к проактивному режиму. Отмечу, что переход к проактивному оказанию госуслуг — одно из ключевых направлений государственной программы «Цифровой Казахстан». Здесь нужно понимать, что «проактивное оказание» — это когда вам только понадобилась государственная услуга, а вы уже без каких-либо запросов получаете готовый результат с уведомлением, сформированный государством автоматически. Это и есть комплексная поддержка жизненных ситуаций граждан. Ведь госкорпорация сопровождает каждого человека весь цикл его жизни и в самые важные моменты: рождение, поход в детский сад, первую школу, взросление, первый паспорт, водительское удостоверение, становление семьи или выход на пенсию. Для успешности цифровизации важна максимальная интеграция информационных систем государственных органов, в которых мы работаем. — В конце прошлого года некоторые госуслуги стали доступны в проактивном формате. Насколько успешен этот проект? — Казахстан стал первой страной в СНГ, внедрившей принцип оказания проактивных услуг. В конце прошлого года в пилотном режиме мы запустили оказание услуг, связанных с рождением ребенка в проактивном формате. Сюда входят такие услуги, как регистрация рождения малыша, назначение пособия по рождению и по уходу за ребенком до года и постановка на очередь в детский сад. В скором времени сюда добавится услуги по прописке ребенка по месту жительства одного из родителей. Сегодня при проактивном получении услуг по рождению ребенка родителям необходимо быть зарегистрированными в базе мобильных граждан (БМГ). После внесения медицинскими работниками данных о рождении в информационную систему мы автоматически отправляем смс с предложением заказать свидетельство рождении ребенка и получить остальные сопутствующие услуги. Если все данные есть в информационных системах, то у гражданина нет необходимости обращаться в ЦОН. Регистрация в БМГ проста: вы можете сделать это самостоятельно на портале электронного правительства, привязав в личном кабинете ИИН к номеру мобильного или обратившись в любой центр обслуживания населения. — Говорят, в ближайшее время вы переведете еще некоторые услуги из социальной сферы в проактивный формат. Какие это услуги? — До конца этого года совместно с Министерством труда и социальной защиты мы планируем перевод в проактивный формат еще ряда услуг в социальной сфере. Это назначение пособий награжденных подвесками «Алтын алқа» и «Күміс алқа»; пособий и выплат по потери кормильца; социальной выплаты на случай потери работы; госгарантий, связанных с назначением пенсионных выплат; а также четырех услуг, связанных с установлением инвалидности. — Что изменилось в пенсионной системе Казахстана с 1 июля? — Изменилась методика назначения базовой выплаты, которая теперь зависит от стажа участия в пенсионной системе. Базовая пенсия будет назначаться при достижении гражданами общеустановленного пенсионного возраста. Изменения коснулись вновь выходящих и состоявшихся пенсионеров, которым с 1 июля этого года произведен перерасчет базовой пенсии. Вы знаете, что в Казахстане размер государственной базовой пенсионной выплаты составлял 54% от размера прожиточного минимума (15 274 тенге). Он был един для всех пенсионеров, независимо от стажа, который выработал человек за всю трудовую деятельность. Поэтому с изменением методики предусмотрено повышение базовой выплаты, в зависимости от общего трудового стажа. — Что теперь будет включаться в пенсионный стаж? — В пенсионный стаж будет включаться трудовой стаж, выработанный в солидарной системе (на 1 января 1998 г.) и накопительный стаж — период, за который отчислялись обязательные пенсионные взносы. К примеру, если у человека нет стажа или он менее 10 лет, то размер базовой пенсии составит 54 % от прожиточного минимума. Соответственно, за каждый полный год стажа сверх 10 лет, базовая пенсия увеличится дополнительно на 2%. При стаже 20 лет размер базовой пенсии составит 74% от прожиточного минимума, 30 лет — 94%. При стаже 33 и более лет размер базовой пенсии составит 100% прожиточного минимума — 28 284 тенге. Эти изменения с 1 июля коснулись 2,1 млн. получателей. Все они были произведены автоматически по имеющейся информации в базе данных. Нашим уважаемым получателям пенсии не нужно было предоставлять какие-либо дополнительные документы или обращаться в ЦОН. — Могут ли граждане рассчитать свою базовую выплату по новой методике? — Да, пенсионеры могут получить справку по расчету размера базовой пенсионной выплаты на портале электронного правительства. Этот сервис запустили наши коллеги из АО «Национальные информационные технологии». Чтобы получить эту справку не обязательно наличие ЭЦП. Вы можете авторизоваться на портале по ИИН или, если вы зарегистрированы в базе мобильных граждан, при помощи SMS-пароля. — Какие пособия и социальные выплаты положены в Казахстане беременным женщинам и матерям? — После рождения ребенка женщинам выплачивается единовременное пособие на рождение ребенка и пособие по уходу за ребенком по достижению им одного года. Единовременное пособие выплачивается всем женщинам независимо от доходов и составляет на первого, второго, третьего ребенка — 38 МРП, на четвертого и каждого последующего ребенка — 63 МРП. Работающие женщины, в соответствии с Законом «Об обязательном социальном страховании», имеют право на назначение декретных выплат (социальной выплаты на случай потери дохода в связи с беременностью и родами) и ежемесячных социальных выплат на случай потери дохода в связи с уходом за ребенком до года. Ежемесячные выплаты производятся из средств фонда государственного соцстрахования, а, следовательно, право на них имеют только женщины, выплачивающие социальные отчисления. Для неработающих матерей ежемесячное социальное пособие по уходу за ребенком до года будут зависеть от количества детей и составит от 5,76 до 8,9 МРП. — К слову, об оформлении выплат. Я слышала, что не только мать, но и отец может оформить пособие по уходу за ребенком до года. Это правда? — В соответствии с законодательством, социальная выплата по потере дохода в течение года ухода за ребенком назначается участнику системы обязательного соцстрахования. При этом, основанием для назначения выплаты является выход в отпуск по уходу за ребенком. То есть, отец имеет право оформить выплату, если он действительно находится в отпуске по уходу за ребенком в течение всего времени. — Социальные вопросы всегда актуальны. Как вы поддерживаете обратную связь с гражданами? — В первую очередь, мы проводим с уполномоченным органом информационно-разъяснительную работу по всем изменениям, происходящим в социальной сфере. Устраиваем встречи с населением, местными исполнительными органами и руководителями предприятий. Пять дней в неделю с 9.00 до 18.00 наши консультанты помогают гражданам и дают разъяснения по бесплатному единому номеру 1411. Это контакт-центр по оказанию информационно-консультационных услуг в социально-трудовой сфере. Здесь можно получить информацию по вопросам пенсионного обеспечения; социального обеспечения и социального страхования; трудовых отношений; занятости населения; а также подать заявку на онлайн-психологическую консультацию лиц, воспитывающих детей-инвалидов.
Мемлекет басшысы Қасым-Жомарт Тоқаев Премьер-Министрге, Президент Әкімшілігінің Басшысына және күштік құрылымдардың жетекшілері мен барлық әкімдерге Украина төңірегіндегі жағдайдың ушығуына байланысты негізгі әскери және азаматтық нысандардың қауіпсіздігі
Парламент палаталарының төрағалары қабылданып жатқан іс-қимыл туралы хабардар етілді. През…