Забегая вперед, можно говорить о достижении определенных успехов в экономике.
Самый яркий тому пример – снижение инфляции более чем в два раза в течение 2023 года. Если в начале года она была более 20%, то в декабре темп роста цен снизился до 9,8%. Добиться этого удалось за счет устранения непродуктивных посредников, контроля за торговой надбавкой, а также точечной поддержки производителей и инвестирования в новые предприятия. Также свой вклад внесла денежно-кредитная политика Национального банка, который повысил базовую ставку для сдерживания расходов граждан и бизнеса, стимулируя накопления. Теперь предстоит довести и удержать инфляцию в коридоре 6-8%. И это непростая задача для правительства и Нацбанка, решение которой требует не только принятия оперативных мер, но и постановки стратегических целей на перспективу.
Продолжающаяся деолигархизация, привлечение инвестиций и акцент на обрабатывающей промышленности и МСБ дали свои результаты. Так, если за 2022 год валовой внутренний продукт республики вырос на 3,2%, то по итогам 2023-го этот показатель ожидается на уровне 5%.
При этом улучшаются условия для предпринимателей. Уже выявлено и исключено более 10 тысяч избыточных требований к бизнесу. Прогресс, как говорится, налицо. Доля МСБ в ВВП уже превысила 36%, и этот показатель продолжает расти. А количество занятых в этом секторе экономики выросло сразу на 13%, или 500 тысяч, и достигло 4,3 млн, или 45% всех трудоспособных граждан страны.
В свою очередь меняется и структура промышленности. Так, доли добывающей и обрабатывающей промышленности в ВВП страны почти сравнялись: 14,5% и 13,4%, соответственно. Сейчас тренд продолжается благодаря принятию новой промышленной политики, которая позволяет, к примеру, обеспечивать предприятия отечественным сырьем по доступным ценам.
Не последнюю роль сыграло и привлечение иностранных инвестиций – главное преимущество страны в регионе. Это ключевой элемент для индустриализации страны, без которого невозможно создание полноценной устойчивой обрабатывающей промышленности. В 2022 году, например, был зафиксирован приток инвестиций $28 млрд, что стало рекордом за последнее десятилетие. Высокий уровень по этому показателю сохранился и в 2023 году – по итогам года ожидается около $27 млрд.
Ключевых факторов для этого два. Во-первых, президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев смог успешно превратить внешнюю политику страны в инструмент привлечения инвестиций. Например, только за 2023 год с Китаем было подписано разного рода соглашений и контрактов на более чем $30 млрд. Аналогичная работа проведена и продолжается со странами Европы, Россией, США, тюркским и арабским миром.
Во-вторых, перестроена система контроля за реализацией крупных инвестиционных проектов. Переформатирована работа Инвестштаба при правительстве, который наделили новыми полномочиями, при этом введя и персональную ответственность за реализацию проектов.
Нельзя забывать и про одно из самых важных событий 2023 года – возврат Казахстану Карагандинского металлургического комбината, который долгое время был частью глобальной корпорации ArcelorMittal и носил название «АрселорМиттал Темиртау». Теперь у него новый казахстанский инвестор, который обещает вложить не менее $3,5 млрд в модернизацию и развитие предприятия.
С конца 2022 года правительство вело долгие и сложные переговоры с прежними владельцами, целью которых был не только возврат Кармета Казахстану, но и сохранение позитивного имиджа страны. Нужно было избежать судов, которые могли бы сказаться на инвестиционной привлекательности Казахстана. И это кабмину удалось, хотя у многих других стран этого в отношениях с ArcelorMittal не получалось.
Еще активнее взялись за развитие транзитного потенциала Казахстана. Если за последние 30 лет в стране построили около 2,5 тыс. км новых железных дорог, то в ближайшие три-четыре года планируется проложить свыше 1,3 тыс. км путей. При этом именно на этом виде транспорта делается акцент при мультимодальных перевозках внутри континента. Казахстан пользуется своим географическим преимуществом и развивает инфраструктуру. Особый акцент делается на усилении транспортной связи с Китаем и Узбекистаном.
А что дальше?
На фоне всего происходящего в экономике, начиная с известных проблем в энергетике и инфляции, тем не менее, социологические замеры показывают, что за последние два года казахстанцы стали больше доверять правительству.
Так, результаты социальных исследований показывают, что с весны 2020 года по весну 2021-го доверие к правительству на фоне пандемии упало с 52% сразу до 23%. Но к марту 2022 года, когда начало работу правительство Смаилова, этот показатель составлял уже 42%, а к концу 2023 года вырос до 47%. Тренд на рост доверия определился четкий, что отражает мнение граждан о действиях властей. И это заметно отличается от циркулирующего в блогосфере негативного мнения об эффективности правительства.
Фактически Алихану Смаилову приходилось заниматься антикризисным управлением, превратившись из финансиста в кризисного менеджера.
Теперь же перед кабмином стоит еще более амбициозная задача – довести объем ВВП к 2029 году до $450 млрд, то есть увеличить в два раза. Пока все условия для этого есть: и расширенные полномочия правительства, и приток инвестиций, и структурные изменения в самой экономике, где все больше условий создается для развития бизнеса.
Однако не стоит закрывать глаза и на критику в адрес нынешнего правительства со стороны экспертов, которые сомневаются в эффективности некоторых членов кабмина.
Хочется верить, что Смаилов учитывает все эти замечания. Ведь времени у правительства, по словам тех же экспертов, осталось не так много.
Поэтому нынешний год станет решающим как для трансформации казахстанской экономики, так и для будущего самого правительства.
Жетісу облысында Әбілхан Қастеевтің ескерткіші ашылды
Қола мүсін Көркемөнер галереясының ауласына қойылды. Суретшінің 120 жылдығына арналған бұл…