Басты бет Бас мақала РАЗЪЯСНЕНИЕ ПО АДМИНИСТРАТИВНОМУ ПРОЦЕДУРНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОМУ КОДЕКСУ.
18.01.2021

РАЗЪЯСНЕНИЕ ПО АДМИНИСТРАТИВНОМУ ПРОЦЕДУРНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОМУ КОДЕКСУ.

29 июня 2020 года глава государства Касым-Жомарт Токаев подписал новый «Административный процедурно-процессуальный кодекс» (далее - Кодекс). Кодекс будет введен в действие 1 июля 2021 года. С 1 июля 2021 года действующие сейчас нормативные правовые акты, в частности, Законы «Об административных процедурах», «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц», утратят свою силу.

Цель принятия АППК
1. Претворение конституционных ценностей в управленческой деятельности.
2. Реализация и защита публичных прав граждан в отношениях с государством
3. Повышение эффективности государственной администрации
4. Систематизация административного права

АППК направлен на регулирование публично-правовых отношений, возникающих между административным органом и лицом, в отношении которого реализуются установленные законом публичные функции этого административного органа.
Административный орган – государственный орган, орган местного самоуправления, государственное юридическое лицо, а также иная организация, которые в соответствии с законами РК наделены полномочиями по принятию административного акта, совершению административного действия (бездействия).

Структура АППК
Раздел 1 «Общие положения»
Раздел 2 «Внутренние административные процедуры госорганов»
Раздел 3 «Административная процедура»
Глава 12 «Упрощенная административная процедура»
Раздел 4 «Административное судопроизводство»

Виды обращений (ст.4 АППК)
Заявление – одна из форм обращения, содержащая ходатайство участника административной процедуры о содействии в реализации его прав, свобод и законных интересов или прав, свобод и законных интересов других лиц – адмпроцедура.
Запрос- просьба участника административной процедуры о предоставлении информации по интересующим вопросам личного или общественного характера – упрощенная адмпроцедура.
Предложение — рекомендация участника административной процедуры по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов РК, деятельности государственных органов, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества – упрощенная адмпроцедура.
Отклик — выражение участником адмпроцедуры своего отношения к проводимой государством внутренней и внешней политике, а также событиям и явлениям общественного характера – упрощенная адмпроцедура.
Сообщение- уведомление участником адмпроцедуры о нарушении законов и иных нормативных правовых актов РК, недостатков в работе государственных органов, органов местного самоуправления, юридических лиц со стопроцентным участием государства и их должностных лиц-упрощенная адмпроцедура.
Жалоба – одна из форма обращения, содержащая требование участника адмпроцедуры о восстановлении или защите прав, свобод или законных интересов его или других лиц, которые были нарушены административным актом, административным действием (бездействием) – адмпроцедура.

Административный акт — под административным актом в свою очередь понимается решение, принимаемое административным органом, должностным лицом в публично-правовых отношениях, реализующее установленные законами РК права и обязанности определенного лица или индивидуально определенного круга лиц. Административный акт – это итоговое административное решение. Например заключение жилищной или земельной комиссии не является адм.актом так как носит предварительный характер, это предпосылки для принятия итогового решения.
Главным условием признания акта административным (независимо от его формы) является возникновение правовых последствий для лица, в отношении которого принят административный акт.
В целях упрощения порядка рассмотрения административными органами заявлений административный акт подразделяется на благоприятный и обременяющий (негативный).
Под обременяющим адмактом понимается акт, отказывающий в реализации, ограничивающий, прекращающий право участника адмпроцедуры или возлагающий на него обязанность, а также иным образом ухудшающий его положение.
Благоприятным, в свою очередь, является акт, реализующий право участника административной процедуры или прекращающий возложенную на него обязанность, а также иным образом улучшающий его положение.
(права человека, гражданина предусмотрены в Конституции РК).
Предлагаемое разграничение административных актов позволит оптимизировать административные процедуры при принятии благоприятных административных актов, поскольку в этом случае нет необходимости соблюдать предъявляемые АППК требования по обязательному обоснованию принимаемого акта, заслушивания заявителя (адресата административного акта), собиранию доказательств и материалов для принятия адмакта.
Кроме того, такое разграничение необходимо для реализации принципа охраны права на доверие.
АППК закрепляет новые принципы, которые обязательны для соблюдения всеми административными органами.
1. Принцип охраны права на доверие.
Данный принцип является «гарантией» административного органа в том, что принятый административный акт является законным и последовательным. Ошибка допущенная административным органаном, не может быть обращена во вред лицу.
Так если благоприятный адм. Акт в отношении определенного лица (или круга лиц) принят незаконно, при условии, что в этом нет вины адресата и данный акт не нарушает права и интересы иных лиц, такой административный акт не будет подлежать отмене, за исключением отдельных случаев (при этом лицу будет возмещен вред, возникший в результате отмены акта)
2. Принцип соразмерности.
Меры, предусматривающие какое-либо ограничение прав и свобод физических либо юридических лиц, должны быть направлены на установленные Конституцией и законами цели и должны быть соразмерны, те есть являться подходящими, необходимыми и пропорциональными для достижения их цели с учетом своего содержания, места, времени и охватываемого круга лиц.
Принцип соразмерности призван гарантировать рассмотрение конкретного дела административным органом при разумном соотношении между преследуемой целью и используемыми средствами.
Данный принцип применяется при реализации административного усмотрения (дискреционного полномочия).
3. Принцип запрета на злоупотребление формальными требованиями.
Данный принцип означает, что административному органу запрещается возлагать на лиц обязанности или отказывать в предоставлении им какого-либо права лишь с целью удовлетворения дополнительных формальных требований, в том числе внутриорганизационных правил, не предусмотренных нормативными правовыми актами.
Данный принцип должен призвать административные органы исключить в своих внутренних правовых актах требования в отношении заявителей либо предусмотреть их в НПА, если они являются существенными.

4. Принцип достоверности.
При осуществлении административной процедуры предоставленные участниками административной процедуры материалы, объекты, документы и сведения считаются достоверными до тех пор, пока административный орган, должностное лицо не установят иное.
При наличии обоснованных сомнений в подлинности предоставленных участниками административной процедуры документах и иных сведениях административный орган, должностное лицо обязаны самостоятельно и за свой счет проверять их подлинность.
5. Принцип приоритета прав.
Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности возникшие при осуществлении адм. Процедуры, толкуются в пользу заявителя, если это не затрагивает интересы иных участников адм.процедуры.
6. Активная роль суда
Суд, не ограничиваясь объяснениями, заявлениями, ходатайствами участников адм.процесса, предоставленными ими доводами, доказательствами и иными материалами административного дела, всесторонне, полно и объективно исследует все фактичесие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения адм.дела.
Суд по собственной инициативе или мотивированному ходатайству участников адм.процесса собирает дополнительные материалы и доказательства, а также выполняет иные действия, направленные на решение задач адм. судопроизводства.
7. Пределы осуществления административного усмотрения.
АППК устанавливается порядок осуществления административного усмотрения (как принцип).
При этом законодательно закрепляется понятие «административное усмотрение», под которым понимается полномочие административного органа, должностного лица принимать в установленном законодательством пРК целях и пределах одно из возможных решений на основании оценки их законности.
Административный орган, должностное лицо обязаны осуществлять административное усмотрение в пределах установленных законами РК.
АППК устанавливает, что нарушение вышеперечисленных принципов в зависимости от его характера и существенности влечет признание адм.акта или судебного решения не законным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Оқи отырыңыз

Жетісу облысындағы жастар арасында нашақорлыққа қарсы іс-шаралар кешені ұйымдастырылуда

Жастардың бойына адамгершіліктің асыл қасиеттерін сіңіру, адам құқықтары мен бостандықтары…